Нижний Тагил - родина российского паровозостроения

    В истории России Нижний Тагил известен как родина первого паровоза и первой отечественной железной дороги. В 1834 году крепостные механики Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы заканчивают постройку первого в России паровоза.

«… Пароходный дилижанец отстройкою совершенно окончен, и для ходу оного строится чугунная дорога, а для сохранения дилижанса отстраивается деревянный сарай…» (из «сведений Выйской заводской конторы» Демидовых от 19 августа 1834 г.).

    Таким образом, и первый локомотив (пароходный дилижанец), и первая железная (чугунная) дорога, и первое паровозное депо (деревянный сарай) в России появились именно здесь, в Нижнем Тагиле. И событие это не было случайным явлением.

    Развитие горнодобывающей промышленности в горнозаводском округе Демидовых в тот период нуждалось в транспорте более мощном, чем лошадь с телегой и более всепогодном, нежели барка-коломенка. Создание пароходной телеги для перевозки руды, металла и прочих заводских грузов стало основной целью тагильских механиков Черепановых, уже имевших большой опыт работы по использованию пара, как источника энергии.

   Их пароходный дилижанец перевозил грузы со скоростью 13-15 верст в час, а грузоподъемностью обладал до 200 пудов руды за один раз.

   Второй паровоз Черепановых, сконструированный в 1835 году, был еще более мощным. При той же скорости, что и первый, он мог перевозить грузы до 1000 пудов за один рейс.

    Благодарные потомки в память о создателях первого паровоза, в 1956 году установили на Театральной площади в центре Нижнего Тагила памятник Ефиму и Мирону Черепановым, чей научно-технический подвиг стал предметом гордости тагильчан и национальным достоянием России, а их детище – первый паровоз - стал также одним из неофициальных символов города. Это и выше упомянутый памятник создателям первого паровоза на Театральной площади, и здание Главного заводоуправления Нижнетагильским округом Демидовых, и старый Демидовский завод, ставший сейчас заводом-музеем и, конечно же, дом Черепановых, который сейчас является музеем – объектом Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

    Историко-технический музей «Дом Черепановых», пожалуй, самая известная достопримечательность Выи – исторического района Нижнего Тагила, получившего название от речки Выи. Именно здесь начинался город почти 300 лет назад, ведя свое происхождение от заводского поселка, образовавшегося в XVIII веке при Выйском медеплавильном заводе, пущенном в 1722 году.

   Дом механиков Черепановых, в котором сейчас расположился музей, был построен в первой трети XIX века в стиле позднего «русского классицизма» предположительно по проекту крепостного тагильского архитектора А.П. Чеботарева. В народе название этого здания – «Дом Черепановых» - закрепилось еще задолго до образования в его стенах музея. Согласно «Уставной грамоте 1862 г. Выйского завода на усадьбы и покосы» это здание, включая каменный флигель и усадьбу, принадлежало Киприяну Мироновичу Черепанову, старшему сыну Мирона Ефимовича Черепанова, одного из создателей первого паровоза. Поскольку дом был построен в 1830-е годы, когда Киприян только появился на свет, дом мог принадлежать только Мирону Черепанову, от которого после смерти перешел по наследству его старшему сыну. Эти факты являются прямым подтверждением принадлежности этого дома семье тагильских механиков и непосредственно, Мирону Ефимовичу Черепанову, инициатору и создателю первого в России паровоза.

     К паровозам в Тагиле особое отношение. Это предмет национальной гордости, своеобразный символ города. Поэтому прогуливаясь по Нижнему Тагилу можно повстречаться не с одним «черепановским» паровозом.

Некоторые из них установлены, как памятники на постаментах, другие, словно автомобили, припаркованы на стоянках, стоят на тротуарах возле зданий. Сколько же «черепановских паровозов» насчитывается в Нижнем Тагиле? Все они, разумеется, являются моделями и макетами первого русского паровоза, который до наших дней не сохранился. Если задаться целью – познакомиться со всеми памятниками-паровозами Черепановых, то можно совершить путешествие по всему городу.

Информация предоставлена Нижнетагильским музеем-заповедником «Горнозаводской Урал»

Фото: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Илья Колесов