Феномен тагильского подноса

 Нижний Тагил — родина  русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи,  зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивающееся в XXI веке,  обогатило художественную культуру России. В нем, как в проявлении особого «промышленного» искусства воплотился сплав  высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу и талант народных живописцев.

Отсчет истории промысла идет от условной даты -1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной обработкой.  Высокое качество, пластичность тагильского металла высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих свойств. Следует помнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки – одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки.  Минимальная толщина, удивительно ровная поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков - все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков.  Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках.

В I половине XIX века активное развитие промысла было связано с деятельностью школы живописи (1806-1820), учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым (1773-1828). В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия гравюры, при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом.

В середине XIX  века  в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий – подносов, сундуков, шкатулок – Дубасниковых, Головановых, Перезоловых и др. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и Государственном историческом музее (г. Москва).

В конце XIX  века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и  тагильский подносный промысел. В условиях жесткой конкуренции встал вопрос о более быстрой и дешевой обработке подноса. В это время все большое распространение получило «маховое» письмо, когда кончиком кисти подхватывали краску и белила и в два-три взмаха изображали цветочный венчик, стебли, листья.

После революционных событий начала XX  века жизнь  промысла замерла, но не остановилась. Артели «Пролетарий», «Металлист», «Красная заря» наладили выпуск подносов с росписью. Впоследствии в 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский  завод эмалированной посуды, который последствии и стал центром возрождения тагильского подноса.

Сильный толчок к возрождению промысла дало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.). Большое влияние на процесс оказал научно-исследовательский институт художественной промышленности. Но, чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно  звено – мастер, владеющий традиционными приемами росписи и способный  передать это мастерство. Им стала А.В. Афанасьева (1913-2004). Она помогла спасти от исчезновения  тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление.  Кроме того, воспитала целую плеяду талантливых мастеров, которые не только освоили традиционные  приемы тагильского письма, но и значительно развили их в своем творчестве по всем направлениям – цветочном, сюжетном, орнаментальном.

Важнейшей частью процесса возрождения росписи подносов стало создание в городе в 1991 году музея истории подносного промысла - филиала Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы, известные как изобретатели знаменитого «хрустального» лака. В экспозиции представлен ретроспективный показ уникальных образцов творчества мастеров уральской лаковой росписи по металлу за 275 лет. Коллекция лаковой росписи по железу музея-заповедника — огромный кладезь для исследователей. Это уникальное собрание является наиболее крупным по объему и разнообразным по содержанию.  

Сохранение промысла – актуальнейший на сегодняшний день вопрос, для решения которого объединились силы художественной, научной, музейной общественности, местной власти и представителей профессионального образования. Только общими и скоординированными усилиями можно сохранить и развить это уникальное культурологическое явление, детище горнозаводской цивилизации – тагильский поднос.

Информация и фото предоставлены Нижнетагильским музеем-заповедником «Горнозаводской Урал»

Фото: Тимофей Дубинин

Подробности на http://тагильский-поднос.рф – Каталог коллекции лаковой росписи по металлу Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»